Воронежский региональный центр информационной поддержки общественно-государственной экспертизы учебников (РЦИПО) Пятница, 03.05.2024, 12:11
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Неплохо
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 7
В условиях модернизации содержания образования, общего, в первую очередь, а также совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание Министерства образования и науки Российской Федерации, научной, педагогической и родительской общественности в значительной мере сосредотачивается на учебниках как на основном средстве реализации образовательных программ. Как проявление такого внимания, с апреля 2005 года в Российской Федерации действует новый порядок экспертизы учебников, ориентированной на вовлечение в этот процесс таких ведущих научных центров, как РАН и РАО в качестве экспертных организаций. К экспертной деятельности, осуществляемой в целях формирования федерального перечня учебников, который закрепляется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, привлекаются также и другие образовательные и научные организации, референтные в научно-педагогическом сообществе. Эти мероприятия обеспечивают упорядочение деятельности многочисленных авторских коллективов и издательств, выпускающих учебники для школ.

Вместе с тем рост участия общественности в жизни школы, в развитии образования, проявляющийся в устойчивой тенденции укрепления государственно-общественных моделей управления образованием, обуславливает необходимость вовлечения научной, педагогической общественности, родителей в деятельность контроля за качеством образования, включая качество соответствующих средств обучения. В этой связи возрастает значимость не только информированности о регламентах экспертизы учебников, отбираемых для включения в федеральный перечень, о ходе и результатах осуществляемой экспертизы. Фиксируется и становится все более очевидной потребность педагогов-практиков, ученых, родительской общественности участвовать в обсуждении и оценивании учебников, рекомендованных к использованию, в создании механизмов их рейтинга, доступных для общественности. Это тем более важно в ситуации инициирования профессиональной активности педагогов, связанной с реализации задач Приоритетного проекта «Образование», когда школьные учителя обретают уверенность в возможности участвовать в процессах развития образования.

Для реализации обозначенных потребностей и поддержки нового качества образования в период с 2005 года был осуществлен ряд мероприятий, в числе которых отмечается создание специализированного сайта Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации, в рамках которого нашла отражение информация, необходимая для деятельности экспертных организаций, позволяющая заинтересованной общественности ориентироваться в правовом поле, определяющем ход экспертизы учебников и их использование в школах РФ.

На специализированном сайте ФСУ (http://fsu.edu.ru) публиковались: нормативные и методические материалы; перечни экспертных организаций; информация о текущем состоянии федеральных перечней учебников; выдержки или полные публикации материалов СМИ по вопросам экспертизы учебников и формирования федеральных перечней учебников и др.

Для вовлечения учителей в процессы обсуждения отобранных и действующих учебников, на сайте действовал открытый форум, в рамках которого публиковались оценочные суждения, впечатления педагогической общественности об учебниках федеральных перечней, вопросы, которые задавались посетителями форума, в основном, авторам учебников.

Вместе с тем, как и во всех случаях с развитием государственно-общественного управления образованием, потребность в участии необходимо подкреплять специальными действиями, которые помогают освоить эффективные методы активности. Наряду со спонтанным проявлением желания обсудить те или иные учебники, педагогам-практикам необходима помощь в получении необходимой информации. Значительная часть педагогов, овладевшая информационно-коммуникационными технологиями лишь на уровне элементарных пользователей, нуждается в поддержке освоения и активного использования интернет-технологий для решения своих профессиональных задач, для включения в общественно-педагогические процессы. 

Поэтому требуются специальные усилия, механизмы, которые бы обеспечили широкомасштабное участие педагогов-практиков в обсуждении учебников, рекомендуемых для включения в федеральный перечень. Это же относится и к научно-педагогической, родительской общественности. К таким механизмам, с учетом современных тенденций в общественных сферах, можно отнести сетевые образования, которые бы приняли на себя функцию модераторов и координаторов общественно-экспертной активности педагогов, ученых, родителей, управленцев. Важна «агентская» сеть, вовлекающая регионы в деятельность по обсуждению, рейтингованию учебников, способствующая формированию активности у педагогов-практиков в области влияния на процессы в сфере обеспечения  качества условий образовательных процессов.

Ее воплощением стала сеть региональных центров информационной поддержки открытого обсуждения учебников  (РЦИПО). Создано 11 РЦИПО в 11-ти субъектах РФ, деятельность которых координируется центром, созданным на базе организации – исполнителя работ по проекту (КЦИПО). В качестве критериев, на основе которых создана сеть (сформировано членство), выступают следующие:

  • РЦИПО созданы на базе структур дополнительного профессионального образования или их ресурсных центров (как правило, ОУ ОО), имеющих опыт в организации сетевого общения педагогов;
  • специалисты потенциальных РЦИПО имеют опыт обучения и консультирования, в том числе, сетевого, основанного на использовании современных технологий видеоконференцсвязи, IP- телефонии с видеочатом, как на основе специальных программно-аппаратных решений (например, ВКС-Поликом или Microsoft Office LiveMeeting), так и свободно распространяемого ПО (skype, ooVoo и др.) в области информационно-коммуникационных технологий;
  • потенциальные РЦИПО имеют практику проведения конференций по вопросам образования с привлечением педагогической, родительской общественности, других социальных групп.

Организации, на базе которых осуществлена локализация РЦИПО, имеет веб-ресурсы, отвечающие современным требованиям к интерактивной составляющей.

В качестве модельных использованы сети: «Координационно-информационный центр (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) – РЦДО (региональные центры дистанционного обучения); «Головной учебный центр Майкрософт «Академия учителей (АПКиППРО) – региональные учебные центры Майкрософт (РУЦ при РИПКРО, ИРО, ЦИТ); РКЦ-ММЦ (созданные в проекте ИСО).

Центры созданы на инициативной основе при соблюдении обязательной процедуры согласования их открытия с региональными органами управления образованием. Формирование сети РЦИПО обеспечивается общественной экспертизой, организованной на сайте организации-исполнителя.

В составе каждого центра работают специалисты (не менее 3-х), имеющие опыт тьюторской деятельности, в сфере дистанционного повышения квалификации и сетевого консультирования, модерирования сетевого общения, администрирования интернет-семинаров, интернет-конференций,  в области социологических опросов и проведения PR-компаний. Центр может быть специальным структурным подразделением образовательного учреждения. Также он может быть интегрирован в уже существующую структуру с соответствующим производством расширения функционала подразделения.  Специалисты, в функционале которых зафиксирована деятельность по организации участия педагогической и родительской общественности в ОГЭУ, по работе со СМИ, прошли обучение на базе организации-исполнителя проекта в дистанционной форме с получением соответствующего сертификата.

С каждым из 11-ти РЦИПО координационный центр, базирующийся в организации-исполнителе (КЦИПО) заключил договор о сотрудничестве, содержащий техническое задание на выполнение работ. В целях создания определенного организационно-педагогического дизайна РЦИПО проведен сетевой обучающий семинар, в ходе которого были  уточнены регламенты сетевого взаимодействия, задачи деятельности РЦИПО в системе ОГЭУ.

Организация и содержание деятельности сети РЦИПО уточняется регламентами, разрабатываемыми в рамках контракта. Создание сети РЦИПО отражается  на специализированном Интернет портале и на сайтах региональных учреждений или организаций, на базе которых образованы РЦИПО. На портале ОГЭУ будет создан мини-сайт РЦИПО, в рамках которого на «служебном форуме» будут обсуждаться вопросы взаимодействия в области организации обсуждения учебников и результатов экспертизы их научно-педагогической, практико-педагогической общественностью, специалистами ММС (муниципальных методических служб), родителями учащихся. В среде, подобной Wikki-Wikki, будут сценарироваться синхронные сетевые и контактные акции, формироваться отчеты, готовиться макеты статей, методических и консультационных материалов.

В целях реализации ресурсного подхода к обеспечению взаимодействия в сети РЦИПО, ресурсы каждого из РЦИПО описаны и предъявлены в виде метрик, в которых находит отражение их кадровая, информационная, материально-техническая, методическая оснащенность. Будут зафиксированы метрические показатели региональной образовательной системы (количество ОУ, учителей, школьников, региональный список учебников, их муниципальный профиль выбора учебников и т.д.).

Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Кафедра информационных технологий в образовании Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Copyright MyCorp © 2024