Воронежский РЦИПО Суббота, 04.05.2024, 14:42
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
В форуме могут оставлять сообщения только зарегистрированные участники. Форум проводится с 15 по 18 мая 2009 года.
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Основной форум » Учебно-методическое сопровождение курса информатики и ИКТ в Воронежской области » Подготовка учащихся к олимпиадам по информатике (По каким учебникам можно готовиться?)
Подготовка учащихся к олимпиадам по информатике
itoДата: Четверг, 14.05.2009, 16:33 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9
Статус: Offline
Каждый год результаты наших учащихся на региональном этапе олимпиады очень предсказуемы. Победители и призеры олимпиады, как правило, из года в год оказываются из одних и тех же школ, районов. Ряд районов области просто не принимает участия в областных олимпиадах по информатике. В чем причина?
Одну из причин я вижу в том, что в структуре учебно-тематического плана по информатике в 9 классе (это пока первый год обязательного изучения информатики и ИКТ в школе) на освоение темы "Алгоритмизация и программирование" отводится всего 19 часов, а дополнить данное направление часами элективных курсов или школьного компонента далеко не все школы могут или хотят.
Предлагается обсудить следующие вопросы:
- Какой учебник вы используете для работы со способными учащимися?
- Сколько часов в учебном плане вы отводите на изучение темы «Алгоритмизация и программирование»?
- Есть ли в вашей школе система работы с одаренными учащимися?
- Какую учебную литературу, кроме учебника, вы используете для подготовки учащихся к олимпиадам?


С уважением, Людмила Алексеевна Бачурина, кафедра ИТО ВОИПКиПРО.
 
СедойДата: Пятница, 15.05.2009, 10:02 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Уважаемые коллеги. У меня на Ucoz создан глобальный профиль, где я фигурирую под ником Седой. Я зарегистрировался здесь под своим настоящим именем, но при входе Ucoz меня не пустил. Менять свой глобальный профиль мне не хотелось бы. Пожалуйста, потерпите меня под именем Седой. Я представлюсь. Сухов Сергей Николаевич - директор МОУ Маловерейской ООШ Семилукского муниципального района В прошлом учитель информатики и ИКТ.

Сообщение отредактировал Седой - Пятница, 15.05.2009, 10:27
 
woropaДата: Пятница, 15.05.2009, 11:45 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Преподаю информатику с 85г. Довольно часто учащиеся занимают места в районной олимпиаде. Всегда победителями являются ребята, у которых с математикой в порядке и которые самостоятельно интересовались программированием. Но в последнее время увлечь этой темой стало трудно. Появилось много других интересных возможностей компьютеров. А «лавирование» по Интернету для учащихся стало 2-ым компьютерным «наркотиком» после игр. Понятно, что всех увлечь программированием невозможно. Нужно отбирать на ранних этапах одаренных учащихся и заниматься с ними дополнительно. Всё это требует времени учителя и фин. затрат на их обучение. Хотя эти проблемы сейчас легко решаются оплатой через стимулирующий фонд школы.
Сама тема «Алгоритмизация и программирование» для общего изучения в 9-х классах многим ученикам трудна. По моему мнению, что-то логика у учащихся в последнее время хромает. Да и до 9-го класса стараемся «дотянуть» всех. Всем понять тему «Массивы» затруднительно. Другое дело, если профильная группа их изучает. Мне кажется, нужно оставить азы этой темы в 9кл., а уж основательно изучать на профильном уровне и вот там то и часов побольше, побольше. И победители олимпиад из профильной группы являться взору.


МОУ 1-Абрамовская СОШ
 
СедойДата: Пятница, 15.05.2009, 12:19 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Я согласен с предыдущим высказыванием о том, что интерес к программированию у учащихся упал. Программирование потеряло свою привлекательность. Тому много причин. Очень часто дети говорят, что программистами они становится не собираются, нам бы успевать осваивать то, что создаётся специалистами. Их не прельщают высокие заработки хороших программистов. Ведь надо же работать, а современной молодёжи настойчиво вдалбливается идея, что можно получать всё сразу, не напрягаясь. Виноваты в этом СМИ, кино, телевидение. Вспомните, о чём рассказывают молодёжные сериалы. Кроме того, создан непривлекательный образ программиста. По мнению молодёжи, это немодный и нестильный человек, который не отходит от компьютера, с ним не о чем, кроме информатики, поговорить. Он постоянно одержим какими-то идеями. Плюс, у всех на слуху истории про подвиги хакеров: реальные и вымышленные.
Вот Людмила Алексеевна пишет, что из года в год участники и призёры олимпиад предсказуемы. Но ведь олимпиаду по информатике, в том виде, как она есть сейчас, надо называть олимпиадой по программированию. А ведь наш предмет - не только программирование, но и ИКТ. Может быть, включать задания и по ИКТ. Если же борцы за чистоту рядов будут возражать, то попробовать организовать олимпиаду по ИКТ. Есть на этом пути определённые сложности: подборка заданий, критерии оценки и т.д. Но попытка - не пытка. Ещё раз повторюсь, учащихся привлекают именно информационные технологии, потому что виден практический результат их применения.
__________________________________________
Сухов Сергей Николаевич
 
MilediДата: Пятница, 15.05.2009, 13:57 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Поддерживаю предложение о включении в олимпиаду заданий по ИКТ, т.к. учащихся в большей степени привлекают именно информационные технологии.
В нашей школе изучение информатики на профильном уровне ведётся с 2005. Какими источниками в то время только не пользовались, большей частью электронными версиями. С 2007 года программирование изучаем по учебнику Окулова «Основы программирования». Количество часов: 20 в 10 классе и 22 в 11 классе, итого 42 – маловато конечно! Но даже это время ребята не воспринимают с большим энтузиазмом.
Работу с одарёнными детьми в плане подготовки к олимпиаде мы проводим в рамках НОУ. К сожалению таких ребят единицы! Для программирования необходимо глобальное мышление и серьёзная математическая подготовка. Как правило, такие ребята принимают участие практически во всех предметных олимпиадах, и если в графике проведения олимпиад пересекаются информатика, физика или математика, ребёнку приходится выбирать и выбор бывает не в пользу программирования. Может быть сейчас, когда информатика включена в перечень вступительных экзаменов на многие специальности в форме ЕГЭ – заинтересованность в программировании появится у большего количества учащихся.
При подготовке к олимпиаде используем следующую литературу:
• И.Ф. Чернов «Информатика 9-11 классы олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом»
• Ф.В. Меньшиков «Олимпиадные задачи по программированию»
• М.С. Долинский «Решение сложных и олимпиадных задач по программированию»
• С.В. Русакова «Олимпиады по базовому курсу информатики»


С уважением Мариехум Людмила Ивановна, МОУ Таловская СОШ Таловского района Воронежской обл
 
ЖуравлевДата: Пятница, 15.05.2009, 14:34 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Соглашусь с Сергеем Николаевичем по поводу того, что СМИ пропагандируют непривлекательный образ программиста. Согласен также с Miledi о том, что для программирования нужна серьёзная база по другим предметам и умение построить математическую модель и по ней уже составить алгоритм и, как итог, программу. Конечно времени в непрофильных классах (10-11), когда математическая подготовка выходит на более серьёзный уровень, не хватает.

МОУ "Углянская СОШ" Верхнехавского района Воронежской области
 
HEchTOДата: Пятница, 15.05.2009, 15:44 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
В соё время, когда я работала преподавателем ИТ в нововоронежском колледже, на областном уровне проводились олимпиады именно по информационным технологиям. Я со своими студентами принимала них участие: 2002 г. - IV место, 2003 - II место. Что там было? Если постараться вспомнить, то примерно такие задания, которые выполняли участники финала фестиваля "Интернет и мы - 2008": поиск информации с последующим оформлением; создание презентации на заданную тематику с ограничением по кол-ву слайдов и т.п. Но колледжи и техникумы не относились тогда к министерству образования (может не относятся и сейчас), а были закреплены за своими. Наш, напимер, до сих пор относится к министерству атомной энергетики.

Я не вижу причин, чтобы не проводить олимпиады по ИТ и среди школьников. Почему по программированию, которому отводится так мало времени в учебных программах, проводятся, а по ИТ - нет? И, как мне кажется, основная проблема не в том, что образ программиста не такой уж и влекательный, а в том, что даже дополнительного времени не хватает на реальную подготовку учеников к олимпиадам. Но ведь от нас всех требуют участия...

В подготовке своих учеников использую практически всю выше перечисленную литературу, не считая интернет-ресурсов.
P.S.: Как-же так? Насколько непривлекательно быть программистом, если наши российские программисты в текущем году стали обладателями гран-при?


Ольга Курзанова
МОУ "СОШ №4" г. Нововоронеж
 
LopushanskayaДата: Пятница, 15.05.2009, 18:08 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Наверное не надо доказывать, что те качества мышления, которые мы формируем при изучении темы Алгоритмизация и программирование, являются уникальными. Ни на одном другом предмете так целенаправленно не учат планировать, предсказывать, анализировать и т.д. Здорово, когда школа имеет возможность выстроить непрерывный курс изучения предмета, начиная с начальной школы: пропедевтика - база - профиль. Тогда можно, уже к 8, 9-му классу получить ребят, с достаточным уровнем знаний для начала их подготовки к участию в олимпиадах. А этот процесс глубоко индивидуальный. На уроке для этих детей я - учитель, а после уроков - тренер. И это далеко не одно и тоже. Учебников по этой проблеме в последнее время стало столько, что трудно соориентироваться, что же на самом деле тебе поможет7 Поэтому, "хватаю" все. Из последних больше всего понравилась книга: Златопольский Д.И. "Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы" изд-ва БИНОМ: Лаборатория знаний, 2007. В ней разбираются основные базовые алгоритмы обработки различных типов данных. А задач для решения найти не проблема. Проблема - научиться самим их решать.
Совершенно согласна с тем, что нужна альтернатива олимпиаде по программированию. Больше олимпиад хороших и разных! smile
 
alexlilДата: Пятница, 15.05.2009, 19:51 | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Мне кажется очень интересные издания по решению задач есть у преподавателей ВГУ Усковой О.Ф. и многих других, как давно изданных, так и недавно. И еще, чтобы ученики много, много занимались сами под пресмотром преподавателя, чтобы был интерес и большое трудолюбие, воля. Это ведь тяжелый труд - правильно учиться. Тогда и будет результат.
С уважением Кравцова Л.А.
 
CHERNICHДата: Суббота, 16.05.2009, 09:19 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
В процессе обсуждения всплыли те самые наболевшие вопросы, которые уже не один год «на слуху»:
1. сокращение удельного веса тем, связанных с изучением алгоритмизации и программирования в школьном курсе предмета «Информатика и ИКТ». Тех, которые по меткому высказыванию О.Д. Горбенко (по-моему, на конференции «Черноземье-98») входят в теоретические основания информатики и должны предшествовать преподавания всего остального курса;
2. невозможно спорить с тем, что компьютерные технологии занимают все большее место в умах наших воспитанников. Тому есть много причин: возможность выразить себя в творчестве, безусловная интеллектуальная простота, по сравнению с программированием и, что греха таить, возможность получить диплом, сертификат, либо какую-нибудь другую бумажку. Личный опыт работы показывает – ученик хотя бы один раз принявший участие в «Цифровом ветре», «Цифровом мире», «Шаге в будущее», в «Алло мы ищем таланты», «Kidd-Soft-ах» и т.д. получает могучий стимул продолжать реализовывать себя именно в этом направлении;
3. программа школьного курса математики претерпела существенные изменения. Из нее, практически, исключены разделы, способствующие формированию у школьников комбинаторного и логического мышления, столь необходимые для решения именно олимпиадных задач по информатике. А ведь, что таить греха, задачи областной олимпиады по информатике из года в год – это «перебор» и «графы». Вот и строй информатик «надстройку БЕЗ базиса».
Можно продолжать и продолжать. Это реальные проблемы и год от года количество их, увы, не уменьшается, а увеличивается. Хотя администрация этого не понимает, и понимать не желает. А, значит, выход надо искать самим.
Не хватает часов в школьном курсе – есть часы элективов и кружковая работа. А индивидуальный подход, а работа с одаренными детьми? Несколько лет подряд я, ведя подготовку к районным олимпиадам, выстраивал вертикальные связи: «учащийся 11 класса – учащийся 10 класса». Подобное сотрудничество, постепенно, переходит на уровень вуз-школа, когда уже студент первого курса ФКН или ПММ помогает выпускнику лицея в подготовке к олимпиаде и делится личным опытом участия в областных олимпиадах.
Что же касается желания наших питомцев создавать сайты и презентации, вместо того, чтобы лишний час решать олимпиадные задачи, то здесь нам просто надо быть хитрее. За последние годы мои «олимпиадные бойцы» создали для лицея такие сайты, как «Элементы теории графов и задачи информатики», «Виртуальный учебник по языку Паскаль», «Удивительные числа в информатике», «Позиционные системы счисления» и т.д. В процессе создания этих ресурсов интерес к программированию, как правило, становится мотивированным.
Безусловно, проблем в этом вопросе огромное количество. Большинство из них вытекают из специфики самого предмета. Но никто кроме нас, их не решит, ибо как говорили древние «кто хочет сделать - ищет средство, кто нет – причину»…


Черных Александр Анатольевич, МОУ лицей № 6, г. Воронеж
 
tataДата: Суббота, 16.05.2009, 11:29 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Работаю учителем информатики второй год, в районной олимпиаде мои ученики не учавствовали. Читая высказывания участников форума утвердилась в своей мысли, что задания олимпиады достаточно сложны, и не заслуженно обходят другие темы из курса Информатика и ИКТ. "Научить" программированию практически невозможно, нужно мыслить совсем по другому, нужна математическая подготовка, и конечно, желание самого ученика.

С уваженим Сухова Н.В. МОУ Верхнетишанская СОШ, Таловского района

 
MatykinVДата: Суббота, 16.05.2009, 12:44 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Полностью согласен с пользователем CHERNICH. Могу лишь добавить, что для дополнительной заинтересованности учеников в столь сложных условиях использую возможности дополнительного дистанционного обучения. В частности ДООИ (дистанционная обучающая олимпиада по информатике (программированию)). Из года в год наши ученики принимают участие в проекте ДООИ. Результаты разные. Но для меня важно, что ученикам интересно и этот интерес не угасает. Те же вертикальные связи (10 -- 11 классы) позволяют сохранять приемственность после очередного выпуска.

С уважением,
Вячеслав Юрьевич Матыкин
МОУ Новохопёрская гимназия № 1
Новохопёрского района Воронежской области
 
OlganikolaevnaДата: Суббота, 16.05.2009, 13:39 | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
В работе со способными учащимися стараюсь использовать интернет сайты: "Московские олимпиады по программированию. МГУ"- http://acm.msu.ru ,Каймин В.А." Подготовка к олимпиадам по информатике"- http://wdu.da.ru
Самылкина Н.Н., Калинин И.А."Материалы для подготовки к экзамену по информатике"
Глинка Н.В."Школьные олимпиады по информатике. 8-11 классы + CD".Используя данный диск, провожу в школе как теоретическую олимпиаду, так и олимпиады по информационным технологиям, с использованием компьютера.
На изучение темы "Алгоритмизация и программирование" в 9 классе отводится 10 часов и все.Этого конечно же недостаточно, для изучения данной темы.Но все-таки стараюсь дать по максимуму!!!

Голикова О.Н.,МОУ Касьяновская СОШ,Кантемировский район[color=blue]

 
ВераДата: Суббота, 16.05.2009, 14:24 | Сообщение # 14
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Мне в этом году очень помогли задания для подготовки к олимпиаде по информатике по адресу http://www.metodist.ru/ и http://www.olympiads.ru/, а так же учебник С. Окулова Основы программирования.
Конечно, готовить ребенка к олимпиаде дело хлопотное, но не забывайте, что мы должны готовить со школьной скамьи специалистов!
Хочу сказать, что на олимпиаду нужно присыласть подготовленных учащихся и не из под палки.
А времени его никогда нет, а к ЕГЭ на уроках готовите!? Конечно же нет. А все это показатель нашей работы....


МОУ Никольская СОШ Новоусманского района Воронежской области
 
LipinaДата: Суббота, 16.05.2009, 14:42 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
1. Работаем по программе ВОИПКиПРО. 3-я чт-ть в 9 классе, 2-я и 3-я чт-ть в 10-м классе отводятся на алгоритмизацию и программирование.
2. Информатику ведем по учебнику Н.Угринович (основной)
3. Подготовку к олимпиаде с одаренными учениками вела по сборнику "Информатика" Задачи для подготовки к олимпиадам.
4. В районе мои ученики побеждают, но на области задачи потруднее... Наверное в школе нужно вводить предмет(кружок) "Программирование", чтобы систематически заниматься алгоритмизацией. У нас в школе такой возможности нет. Работа с одаренными детьми ведется не систематически. На уроках стараюсь дать им задачи повышенной трудности, на дом задаю им задачи из сборника "подготовка к олимпиаде".
5. В этом учебном году принимали участие в дистанционной олимпиаде (сайт Ярославского центра телекоммуникаций информационных систем в образовании). Интересно, поучительно, но мало времени дали на подготовку.
6. Детей, которые увлекаются программированием, становится меньше. Поддерживаю мнение своих коллег. Стараюсь на уроках уже с 6 класса поднимать авторитет тех учащихся, кто алгоритмически мыслит правильно. Надеюсь, что они в 10-11 классе будут программистами!
 
Форум » Основной форум » Учебно-методическое сопровождение курса информатики и ИКТ в Воронежской области » Подготовка учащихся к олимпиадам по информатике (По каким учебникам можно готовиться?)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024